1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Помощь психолога в отношениях.

            Пример консультации семейной пары. Комплементарные отношения. 

          Пример приводится с целью ознакомления с работой семейного психолога. В данном примере информация изменена относительно данных клиентов, личных историй, имен, дат и событий, включены части историй других людей. Сокращены исследования семей супругов. Отсутствуют  генограммы (история семей).


        К семейному психологу обратилась молодая семейная пара со стажем совместного проживания 1 год, без детей. Опыт отношений до брака полгода.

        Диагностическая часть. Обычно на этом этапе выясняется опыт развития личности каждого из супругов в родительской семье, обстоятельства развития, изучаются отношения с близкими родственниками, характер родственников, сила влияния на личность каждого из них, ключевые события в родительской семье – смерти, браки, разводы, болезни, то есть все, что повлияло на развитие личности и сыграло решающую роль в возникновении тех или иных убеждений, черт характера, эмоциональных переживаний, потрясений. Все эти данные формируют в человеке ключевую мотивационную направленность, с которой человек вступает в брак или организует те или иные отношения.


       Катя выросла в ситуации «вечных» ссор и конфликтов, родители развелись, когда ей исполнилось 15 лет. Она была старшей дочерью в семье и с младшей сестрой до сих пор поддерживает дружеские отношения. Девочки росли дружно, их объединял страх перед конфликтами родителей. У них было одно спасение – держаться друг друга. Развод родителей Катя переживала тяжелее, чем сестра, поскольку помнила годы детства, в течение которых, как ей казалось, в отношениях родителей было все нормально. У нее осталось впечатление о том времени, что ее отношения с отцом были лучше, чем у других членов семьи. «Папина» дочка. Они проводили счастливые выходные, ездили гулять в парки, ходили в цирк. По крайней мере так было, до рождения младшей сестры. Когда родилась младшая сестра, Кате исполнилось 4 года. Сестренка часто болела, денег на семью не хватало, работал только отец, а мама сидела дома с детьми. Начались ссоры из-за нехватки денег. Отец замкнулся, стал реже появляться дома. Потом, когда младшая сестра подросла, мама вышла на работу, но ссоры между родителями уже не прекращались. Отец ушел из семьи внезапно, после ухода почти прервал все связи. Хотя в семье никогда не было открытых конфликтов. После того, как отец съехал жить к другой женщине, Кате как будто бы «сорвало» крышу. Она начала ходить по дискотекам, потом клубам, как получила высшее образование – «все в тумане» - она не очень помнит, как будто не жила, а действовала на автомате. Катя пробовала наркотики, тусовалась в плохих компаниях, пока однажды не поняла, что больше так жить не хочет, а хочет нормальной семьи и поддержки, опоры и защиты. Так к 30 годам Катя решила обзавестись семьей. Отношения с матерью сейчас нормальные, а вот после ухода отца, к матери потеряла доверие. Мать больше полагалась на младшую сестру.
       

       Владимир рос в семье без отца, которого и не помнит. Знает, что тот был пьяницей  и погиб при непонятных обстоятельствах, когда Владимиру исполнилось 1,5 - 2 года. Владимир младший ребенок в семье. Мать пропадала на двух-трех работах, а когда приходила домой, то ей не хватало времени на душещипательные разговоры: раз-два – нагоняй, три-четыре – мой полы и пыль вытирай. Мать – женщина прямая и резкая, не понравиться – сразу скажет кому надо и что надо. Все-таки двое мальчишек. Старший брат как-то не особо матери помогал – болтался с компаниями. Начал выпивать. После с школы не смог устроиться на работу. Мать во всем больше полагалась на младшего сына, вот и вырос как старший. Вскоре переехал жить в отдельную квартиру, которая ему досталась после смерти отца и начал свой профессиональный путь в 18 лет, а старший брат остался жить с матерью. Потом получил образование. Начал работать по специальности. В профессиональной сфере все складывалось благополучно, Владимиру сопутствовал успех. Он стал надежным, ответственным, вырос по карьерной лестнице, только вот с девушками как-то не везло. Девушки уходили. Первые серьезные отношения прервались после 2-х лет совместной жизни. Отношения с Катей тоже под угрозой разрыва. Вроде Владимир все делает как надо, даже полы моет только вот Катя недовольна и не хочет заводить ребенка. Владимир всегда старается все сделать, как надо, а Катя не ценит его усилий.
В чем основная причина обращения?

        Инициатор обращения Катя. Она столкнулась с такой проблемой, которую ей сложно преодолеть. Все хорошо в отношениях до тех пор, пока Владимир не выходит из себя. Когда он злится, то становится просто невыносим: к нему нельзя подойти и урегулировать отношения спокойным способом, он начинает кричать, обзываться и теряет способность обсуждать проблему. Владимир сильно изменился после брака, он никогда не вел себя подобным образом, когда они встречались. Он был внимательным, но может быть несколько напряженным, но по крайней мере, никогда не кричал и она всегда с радостью ждала их встречи, а после брака его как будто бы подменили – стал требовательным и крикливым.
Владимир видит ситуацию иначе. Он дает какие-то поручения Кате, та обещает их выполнить, но выполняет ненадлежащим образом: то перепутает что-нибудь, то вообще не сделает. Катя сейчас не работает, сидит дома и целый день занята чем-то своим, а дела по дому стоят невыполненные. Владимир недоволен. Если Катя убирается, то не готовит. Если готовит, то не убирается. Все в таком духе.

        После конфликта
     

      Владимир обычно замыкается и постепенно приходит в себя. Однако Катя не может оставить его в покое. Поскольку во время конфликта она не кричит и не ругается, то вот после конфликта «подкалывает» Владимира, иронично указывая ему на его недостатки или просто кидает колкие фразочки.

        Предварительные выводы по диагностической части.

      В этой супружеской ситуации мы встречаемся с системой комплементарных отношений, при которых один супругов выполняет обязанности родителя для второго партнера. Это видно из рассказов супругов. Катя приводит историю своей жизни, в которой отец отстранился от дочери с рождением второго ребенка, а затем вообще бросил семью. Это значит, что Катя имеет неудовлетворенную потребность в эмоциональной привязанности в отношениях с отцом. Из рассказа следует, что после ухода отца, Катя переживает горе и выходит из повиновения матери, видимо, обвиняя ее в том, что причиной развода стало ее поведение: «довела до развода придирками». Катя старается справиться с разрывом отношений с отцом, пробуя наркотические вещества – способ забыться, подавить тяжелые переживания. Однако этот способ оказывается неэффективным и Катя решает кардинальным образом поменять свою жизнь – найти мужчину, который бы смог стать для неё опорой и защитой. Она начинает встречаться и выходит замуж за сверхответственного Владимира. Однако отношения с Владимиром вскоре после замужества ее разочаровывают – ответственный и честный Владимир в конфликтах превращается в монстра, который пугает Катю, а она пытается справиться с чувством злости иронизируя над его неспособностью держать чувства под контролем, тем самым дублируя поведение своей матери. Катя считает себя жертвой в отношениях с Владимиром и не хочет брать на себя ответственность за то, что неосознанно провоцирует бурные эмоциональные выплески мужа, тем самым поддерживая созависимые отношения по типу жертва-агрессор.
Владимир также вовлечен в построение созависимой модели отношений. Он ведет себя как старший, родитель, дает поручения, требует выполнения, на душещипательные разговоры не отвлекается и также дублирует поведение матери: «раз-два – нагоняй, три-четыре – мой полы и пыль вытирай». Когда Катя не выполняет его поручений, он видит в этом отсутствие уважения и заботы, так как считает, что женщина должна обеспечивать уход за домом, если мужчина делает все остальное, а мелочные придирки Кати только усугубляют ситуацию, потому что Владимир опять заводится. Оба партнера ведут себя по принципу детско-родительских отношений, слиты со своими ролями и на момент обращения были не способны выстраивать договорные отношения, то есть договариваться друг с другом, прощать друг другу ошибки, помогать преодолевать сложные моменты.
Во время ответов на вопросы психолога одного из супругов, второй неизменно вмешивался и поправлял, вставлял свои «пять копеек», отчего второй заводился пуще прежнего. Владимир сильно злился, но сдерживался, в результате почти не мог спокойно отвечать на вопросы или часто отвечал невпопад. По поведению супругов видно, что отношения вошли в состояние эмоционального противостояния, борьбы. Каждый из них не удовлетворен и старается побольней «уколоть» другого.

        Ситуация, которая возникла в семье. Вывод психолога

   Психологическая причина конфликтов - неудовлетворенные потребности. Катя, искавшая эмоциональной близости и понимания, разочарована, она не только не хочет вовлекаться в отношения, построенные на обязательствах и поручениях, но и не может простить супругу «дикие» крики. Кате хотелось бы больше заботы, тепла и защищенности, а Владимир только «командует». В глазах Кати отношения потеряли свою привлекательность. Владимир, который с детства был лишен заботы в связи с тем, что у матери просто не хватало времени на общение с детьми, хотел компенсировать подобный дефицит в браке и очень надеялся, что нежная, веселая и добрая Катя сможет заполнить эту брешь. Он тоже искал заботы и в его представлении, забота должна выглядеть «уютно». Он не ожидал, что жена будет больше заботиться о своих интересах, а не об общих интересах, в том числе домашних. Отношения формируются по принципу борьбы и конкуренции. Правила задает в семье Владимир, не очень считаясь с Катиными ожиданиями и просьбами, а поскольку Катя не встречает взаимности, то саботирует любые правила, которые предлагает Владимир. Семья на грани развода обратилась к психологу, чтобы урегулировать данную проблему.

   Супругам был предложен гештальт-эксперимент на прояснение проблемы в виде циркулярного интервью. Супругам предлагалось рассказать от лица друг друга по очереди последний конфликт, то есть Катя рассказывает от лица Владимира, а Владимир от лица Кати.

     Катя хорошо помнила все реплики супруга, как начался конфликт, что говорил Владимир, как у него начинала закипать злость, что он говорил. В том время, как Катя хорошо справлялась с поставленной задачей, Владимир постоянно сбивался и в какой-то момент настолько сильно сбился, что уже не мог восстановить в памяти, что говорила Катя – просто не помнил. Признался в том, что не помнит, потому что просто не слушал Катю.

     Эксперимент показал, что в общении между супругами устанавливает конкурентная борьба. Владимир активно пытается доминировать, навязывая свои правила, как это было принято в его семье, а Катя борется с Владимиром «своими» методами.

        Ситуация, которую видят супруги - запрос

     На вопрос психолога, какой вывод могут сделать супруги из эксперимента, супруги отреагировали по-разному. Владимир испытывает сильное чувство стыда. Он закрывает лицо руками, краснеет. Катя сидит довольная и удовлетворенная, как будто бы эта ситуация действительно показала, что происходит в реальности и как Владимир теряет контроль над собой.
Ситуация, которую видит Владимир выглядит следующим образом: он готов договариваться с Катей, если та будет выполнять его просьбы более ответственно, убирать дом, готовить еду, помогать Владимиру в работе точно также честно, как это делает он.
     

     Катя видит ситуацию таким образом: она готова выполнять поручения, если Владимир перестанет кричать, увидев, что она ошиблась или что-то не сделала, поскольку у нее были серьезные проблемы по здоровью и ей действительно нужно было время для восстановления.

       Заключение психолога и предложения по работе, которые согласовывались с парой:

1. Восстановить процесс здоровой коммуникации в семье – обратить внимание супругов на такую взаимосвязь, что чем меньше уважения к личности друг друга и больше критики, тем менее надежными и безопасными становятся отношения. Снизить критичность супругов по отношению друг к другу.
2. В том числе обратить внимание на то, что «старые» правила, которые были приняты в родительских семьях не только не работают в новой семье, но и мешают, с чем связана необходимость создания новых правил, которые бы учитывали интересы обеих сторон - и мужа, и жены.
3. Проговорить скрытое недовольство, которое не обнаруживалось супругами, выявить скрытые потребности, ожидания друг от друга и от брака.
4. Научить супругов прощать друг друга, поощрять любые вложения в партнерства, как эмоциональные, так и финансовые, помощь по дому и выражать благодарность.
5. Поддерживать друг друга и помогать переживать сложные ситуации, а не отчуждаться.

        Итог.

     Согласно намеченному плану, было проведено 5 встреч с семейной парой, на которых супруги учились общаться, замечать: как проявляют или не проявляют внимание друг к другу, чувства и состояния друг друга. Особой проблемой стал взрывной темперамент Владимира и ему пришлось приложить немало усилий для того, чтобы научиться сдерживать гнев. Супругам удалось договориться относительно поведения в ссорах: если Владимир замечает, что сильно злится, то предупреждает об этом Катю и просит время для того, чтобы прийти в себя. Катя в этот момент понимает, что Владимиру и так тяжело и дает ему время «остыть», не цепляется, не иронизирует. В свою очередь, если Владимир о чем-то просит Катю, то она внимательно относится к его просьбам и не игнорирует их. Значительно облегчило ситуацию взаимодействия работа с повышенной критичностью в отношениях, которая провоцировала появление высокой конкуренции и борьбы. Одна из встреч была посвящена проблеме обратной связи – тому, как супруги делятся чувствами друг с другом, как правильно давать обратную связь на поступки друг друга, чтобы не ранить чувства партнера.
   

    Следующим важным аспектом в психотерапевтической работе было введение совместных правил, подходящих обоим супругам. Правила касались поведения супругов в конфликте, организации досуга, финансового планирования и вложения средств обоими супругами в семейный бюджет.

     Наиболее важным этапом в процессе психотерапии стал момент прояснения взаимных ожиданий от брака, выявление скрытых потребностей, на котором супруги с помощью психолога смогли сформулировать важные элементы заботы друг о друге, смогли раскрыться и проговорить страхи, сомнения, надежды, что позволило им вернуть тепло в отношения.
От встрече к встречи отношения между супругами менялись, становились более теплыми, нежными, постепенно вернулась радость от общения. В процессе психотерапии Катя вышла на работу.
Методы, использованные в процессе семейной терапии:
Гештальт-терапия в семейном консультировании, элементы системной семейной психотерапии, психодрама.

      P.S. К сожалению, далеко не всегда проблемы в семейных отношениях можно разрешить так быстро. Бывают случаи настолько запущенные, что к вмешательству психолога прибегают слишком поздно - уже отношения на грани разрыва, в отношениях слишком много боли. Старайтесь не запускать ситуацию и не думайте, что проблемы разрешаться сами собой.

С наилучшими пожеланиями, Мария Романцова. Записаться на консультацию можно на предыдущей страничке.